Как выбрать франшизу
часть 1
04.01.23
Время чтения: 10 минут
Интро
Сегодня мы поговорим об определении первичных критериев, на которые необходимо обратить внимание при выборе приобретаемой франшизы.

Итак, представим, что Вы, накопив N-ую сумму денег, приняли решение об их инвестировании для их дальнейшего преумножения и остановили свой выбор на приобретении франшизы.

На что же обратить внимание при выборе франшизы?
  1. Стоимость франшизы и инвестиций в открытие
На текущий момент возможно найти франшизы с совокупными инвестициями от 400 т.р. (например, пункты выдачи в городах с населением до 100 т.ч.) до нескольких десятков миллионов и более. При определении своего бюджета на открытие франшизы Вам необходимо не только понимать, какую сумму денежных средств Вы готовы вложить в открытие франшизы, но и сумму, которую Вы морально готовы потерять.
Сразу извиняюсь за негатив в последнем предложении, но надо понимать, что любые инвестиции (даже консервативные) предполагают некоторую вероятность их потери, существует риск потерять свои инвестиции полностью или частично. Приобретая франшизу, необходимо понимать, что независимо от того, организовываете ли Вы свою предпринимательскую деятельность самостоятельно или с помощью франчайзера, предпринимательская деятельность остается деятельностью, которую Вы ведете на свой страх и риск, в том числе риск потери вложенных денежных средств.

Также я хотел бы обратить Ваше внимание на следующее:

(1) Инвестиции во франшизу нельзя причислить к консервативным способам инвестирования (наиболее безопасным). Франшиза имеет в лучшем случае умеренный уровень риска, при наличии с вашей стороны понимания того, что франшиза — это не пассивный доход, а требует активного вовлечения с вашей стороны, особенно на этапе открытия и первого года с момента открытия.

Франшиза может иметь и высокий риск, если Вы планируете приобретать франшизу в сферах с высоким уровнем конкуренции (пекарни, салоны красоты, медицина) или в сферах, которые не столь востребованы в Вашем населенном пункте, например, химчистка обуви, детская спортивная школа нестандартного направления.

Большинство франчайзеров (правообладателей) дают лишь ориентировочный размер инвестиций в открытие в своих презентациях или на страницах лендингов с предложением о приобретении франшизы или в финансовых моделях, предлагаемых на этапе продажи франшизы. Предлагаемые правообладателем цифры Вы можете брать для себя как некий ориентир, с поправкой до 20 — 30% (в сторону увеличения) при определении размера инвестиций в открытие.

Итак, первое, на что хотелось бы обратить внимание: никогда не осуществляйте подбор франшизы «в упор» озвученной Вам ориентировочной суммы, всегда оставляйте запас денежных средств на:

1) пополнение инвестиций в открытие, так как стоимость строительно-монтажных работ, стоимость необходимого оборудования может измениться в большую сторону от тех цифр, что подсчитаны правообладателем;
2) возможность осуществления работы Вашей франчайзинговой точки в течение 3−4 месяцев за счет ваших личных средств, т.к. независимо от заверений правообладателя о том, что Вы сможете выйти на самоокупаемость в течение 1−2 месяцев со дня открытия, такое не всегда осуществляется на практике.

(2) Если Вы решили приобретать франшизу, то старайтесь рассчитывать именно на собственные денежные средства, а не привлекать заемные денежные средства (неважно, будь то заем у родственников, друзей, денежные средства банка или денежные средства третьих лиц). Это так, поскольку в случае, если Вы по тем или иным причинам будете вынуждены закрыть Вашу франчайзинговую точку до наступления того момента, как она себя окупит, то с высокой степенью вероятности Вы можете остаться не только с фактом утраты собственных денег, но также и с необходимостью гасить задолженность перед кредитором.

Единственным редким исключением могут являться ситуации, когда Вы приобретаете франчайзинговую точку «в складчину» с другим человеком, и в договоре четко указывается, что стороны не будут предъявлять друг к другу финансовые претензии, если точка закрыта по не зависящим от партнеров основаниям.

НО: во-первых, Вам надо найти человека, который готов на такой шаг, ведь неудача в бизнесе может повлечь за собой разрушение отношений между близкими людьми, не говоря уже о без пяти минут незнакомцах. А во-вторых, акцентирую Ваше внимание на формулировке: «…по не зависящим от партнеров основаниям…». Это означает, что в случаях, когда точка была закрыта из-за пренебрежения управлением точкой с Вашей стороны в части Ваших обязательств, то к Вам может быть предъявлен вполне обоснованный иск о взыскании денежных средств.
Когда мы определились с примерным бюджетом, то приступаем к выбору сферы, в которой хотели бы начать свою предпринимательскую деятельность.
На сегодняшний день почти в каждой сфере предпринимательской деятельности, где прочно обосновалась модель развития через франчайзинг (общепит, дошкольное образование, сфера красоты, медицина), можно найти от 10 и более различных предложений.
В первую очередь определитесь для себя, в какой сфере Вы хотели бы начать ведение предпринимательской деятельности с использованием франшизы. При выборе франшизы лучше всего ориентироваться на следующее:

1) Если у Вас отсутствует релевантный опыт работы в тех сферах, в которых бы Вы хотели начать работу, и у Вас нет опыта ведения какой-либо предпринимательской деятельности, то, на мой взгляд, лучшим вариантом будет обратить внимание на сферы, не требующие большого объема получения новых знаний в короткие сроки, а требующие именно базовых знаний, которые Вы можете приобрести с помощью тех материалов, что предложит Вам Ваш правообладатель, а также в открытых источниках сети «Интернет», например:
(а) розничная торговля товарами бытового предназначения (бытовая химия);
(б) небольшие точки реализации продуктов питания (кофейни, пекарни (готовая продукция));
(в) пункты самовывоза/приема заказов;
(г) некоторые направления в сфере красоты (парикмахерские, студии маникюра и педикюра).

2) Если же у Вас есть релевантный опыт работы в соответствующей сфере, то возможно обратить внимание и на другие (более сложные) виды франшиз:
(а) предприятия общественного питания.
Да, в эту сферу можно войти при поддержке франчайзера, не имея знаний о внутренней кухне, но все-таки к предприятиям общественного питания применим ряд санитарных и технических норм права, отсутствие знаний о которых может привести Вас к проблемам с государственными органами. Это чревато не только штрафами, но и временным закрытием до устранения допущенных нарушений.
(б) область образовательных и развивающих услуг: образовательные центры, секции, частные детские сады и школы;
(в) область медицинских и косметологических услуг.
Исключением, пожалуй, могут быть франшизы центров для взятия анализов (Инвитро, Хеликс и пр.). Такие центры можно отнести к категории франшиз, где не требуется большой объем получения новых знаний.

3) Если Вы заинтересованы в масштабировании Вашего собственного бизнеса, но не имеете необходимых ресурсов и знаний для предложения новых видов услуг в уже знакомой для Вас сфере, то также возможна, при согласии правообладателя, интеграция услуг, в области которых правообладатель предлагает франшизу, в Ваш действующий бизнес:
— как под его товарным знаком,
— так и по модели «White label» (т.е. под Вашим товарным знаком/коммерческим обозначением).

В следующих статьях мы поговорим о бесплатных инструментах, которые можно использовать для анализа выбранной Вами франшизы.
2. Сфера деятельности
Больше по теме

Много вопросов без ответов?

Расскажу, как расставить все по порядку и начать закрывать юридические вопросы
Принимаю политику конфиденциальности и обработки персональных данных
Связаться со мной лично
или по срочному вопросу

Контакты

ул. Льва Толстого, 1-3,
Санкт-Петербург