Уменьшение объема договора без вреда для интересов клиента
Франчайзер обратился с запросом на корректировку договора коммерческой концессии с целью уменьшения количества пунктов, вызывающих негатив у потенциальных франчайзи, но с сохранением защиты интересов правообладателя.
На основании анализа протоколов разногласий, представленных клиентом, предложил:
- Убрать часть пунктов, которые перегружают договор и дублируют императивные (обязательные для соблюдения) нормы законодательства;
- Дать послабление в части несущественных для защиты интересов правообладателя пунктов в целях повышения лояльности потенциальных партнеров.
Количество отказов от приобретения франшизы сократилось почти вдвое, а количество спорных пунктов уменьшилось в 4 раза.
Выявление критических
рисков в договоре франчайзинга
Клиент (франчайзер) обратился с запросом на анализ и корректировку лицензионного договора, составленного компанией по упаковке франшиз.
Выявлено 6 критических рисков, характерных для товарных франшиз, но не учтенных упаковщиком франшиз, устранение которых помогло пресечь недобросовестные действия партнеров в будущем.
Франчайзи обратился в суд взыскать паушальный взнос, уплаченный на основании предварительного договора коммерческой концессии.
Несмотря на то, что суд первой инстанции встал на сторону истца, суды второй (апелляция) и третьей (кассация) инстанции приняли решение о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как ответчик смог доказать, что к заключенному между правообладателем и франчайзи договору не подлежат нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения сторон на основании предварительного договора. Таким образом удалось достигнуть перелома в деле в пользу правообладателя.
Франчайзи неоднократно нарушал свои финансовые обязательства, а также нарушил условия расторжения договора коммерческой концессии, в связи с чем Истец был вынужден обратиться в суд с целью защиты своих интересов.
Суд взыскал долг в полном объеме (задолженность по уплате роялти, неустойка, отступное за выход из договора).
Франчайзи попросил осуществить замену стороны по договору коммерческой концессии с одного франчайзи на другого. Как оказалось позднее, данные действия были направлены на то, чтобы выйти из франшизы без штрафных санкций.
Правообладатель обратился в суд с целью привлечения к ответственности первоначального франчайзи за нарушение договора коммерческой концессии.
Суд разрешил дело в пользу правообладателя и взыскал с первоначального франчайзи задолженность в пользу правообладателя.
Франчайзи обратился в суд с целью расторжения договора коммерческой концессии и взыскания уплаченного паушального взноса в связи с неисполнением правообладателем своих обязательств.
Суд принял решение отказать в удовлетворении требований истца, так как мы сформировали доказательственную базу, подтверждающую, что большинство аргументов франчайзи ложные, в связи с чем суд встал на сторону правообладателя.
Клиент обратился с запросом на проработку стратегии по выходу из франшизы.
Основными пожеланиями франчайзи были:
• Возможность продолжения ведения деятельность не под брендом правообладателя;
• Снижение размера выплат, при выходе из франшизы.
Разработанная стратегия позволила франчайзи вести предпринимательскую деятельность под своим брендом после расторжения договора франчайзинга, а размер затрат.
Конфликт
с правообладателем
Клиент приобрел товарную франшизу. Спустя 6 мес. после начала работы по франшизу правообладатель резко снизил объем поставок, аргументируя данный факт тем, что производство в первую очередь обеспечивает интересы правообладателя, а интересы франчайзи обрешечиваются по остаточному принципу. Расширять производство или привлекать третьих лиц, для увеличения объема производства правообладатель отказывался.
Правообладатель принял решение постепенно наращивать производственные мощности, для обеспечения необходимым объемом поставок своих франчайзи.
Почему?
По договору правообладатель принял на себя обязательства обеспечивать своим франчайзи поставки продукции в объеме определенном договоре объеме, а франчайзи, соответственно, принял на себя обязательства осуществлять закупки продукции правообладателя в объеме, не ниже, чем установлено в договоре.
В случае увеличения спроса на продукцию правообладателя в точке франчайзи, любая из сторон вправе была иницировать пересмотр минимального объема.
Вероятно, данный пункт изначально был необходим, чтобы правообладатель мог планировать минимальную выручку от продажи своей продукции франчайзи, однако, у нас получилось использовать данный пункт против правообладателя, так как в некоторых случаях правообладатель отказывался поставить даже минимально согласованный объем, соответственно, нарушал свои договорные обязательства.
Была проведена следующая работа:
• Проанализирован заключенный договор;
• Проведены переговоры с другими франчайзи;
• Был привлечен экономист, который подготовил заключение о том, что при текущем уровне поставок продукции правообладателя работа франчайзинговой точки нерентабельна, что влечет ее убыточность и скорое закрытие.
По итогу проведённых действий в адрес правообладателя была направлена коллективная претензия с требованием соблюдать договорные обязательства, а также, в будущем повысить объем поставок в связи с наличием спроса на продукцию правообладателя и описанием негативных последствий, в случае неудовлетворения претензии.
После непродолжительных переговоров стороны достигли соглашения об объеме поставок на ближайшие 2 года.
Отказ от покупки
франшизы фотостудии
Клиент обратился с просьбой провести анализ нишевой франшизы фотостудии на предмет возможности ее приобретения.
По результатам анализа было установлено, что франшиза сырая, а именно:
• Бизнес-процессы не упакованы;
• На просьбу выслать проект договора, правообладатель предложил
ознакомиться с любым договором из интернета, сказав, что у них будет похожий
договор;
• Финансовая модель не имела разбивки по категориям, было только три строки:
«Выручка, расходы, доходы» без разбивки на соответствующие статьи;
• Правообладатель не мог раскрыть объем франчайзингового пакета,
предоставляемого франчайзи.
По итогу предоставленного клиенту заключения, клиент принял решение
отказаться от покупки данной франшизы и осуществить подбор другой франшизы на основании предоставленных рекомендаций.
Выход из франшизы
с продажей точки
Клиент обратился за услугой по консультации по вопросу выхода из франшизы. Одной из поставленных задач была продажа франчайзинговой точки в качестве объекта готового бизнеса.
Основной проблемой являлось то, что франчайзи не было предоставлено право на односторонний отказ от договора при отсутствии нарушений со стороны правообладателя.
В ходе переговоров с правообладателем, правообладатель заявил два условия, при которых он готов подписать соглашение о расторжении договора:
• Выплата отступного в размере годового размера роялти;
• Продажа франчайзинговой точки другому франчайзи по цене, которую
установит правообладатель.
Франчайзи был не согласен с поставленными условиями расторжения договора. Поскольку заключенный между клиентом и правообладателем договор коммерческой концессии являлся бессрочным, то была проведена работа по одностороннему отказу от договора на основании ч. 1 ст. 1037 ГК РФ с уведомлением за 6 месяцев до даты расторжения договора.
В течение указанного периода правообладателю было предложено выкупить франчайзинговую точку по цене, сформированной на основании заключения специалиста, занимающегося продажей объектов готового бизнеса, на что был получен отказ правообладателя.
По итогу предоставленного клиенту заключения, клиент принял решение
отказаться от покупки данной франшизы и осуществить подбор другой франшизы на основании предоставленных рекомендаций.
Право на региональные цены
Клиент приобрел франшизу услуг. Как было выявлено в процессе работы, цены на услуги, установленные правообладателем, не давали рентабельность, заявленную
правообладателем в презентации в связи с более высокими расходами (аренда, заработная плата, маркетинг) в регионе, где открыл свою точку франчайзи по сравнению с регионом, являющимся родным для правообладателя.
Изначально, правообладатель отказал франчайзи в заявке на изменение цен, руководствуясь ст. 1033 ГК РФ.
В процессе анализа договора было выявлено, что правообладатель принял на себя ряд обязательств, которые впоследствии были переложены через письменное указание на франчайзи без заключения соответствующего дополнительного соглашения (маркетинг, обучение персонала).
Была подготовлена претензия о неправомерности действий
правообладателя с требованиям возместить такие расходы, а также просьба к правообладателю предоставить ряд документов, подтверждающих наличие у правообладателя разработанной стратегии по продвижению точки франчайзи (медиаплан на квартал).
По итогу переговоров было достигнуто соглашение об установлении новых цен в регионе франчайзи, при условии, что франчайзи продолжает самостоятельно вести маркетинг (франчайзи не хотел отдавать правообладателю управлением маркетингом точки франчайзи).